Первые работы по созданию устройств, позволяющих наблюдать стереоэффект, относятся к середине XIX века. В 1837 году Чарльз Уитсон изготовил первый стереоскоп. К этому же времени относится и создание первых стереофотоаппаратов. В дальнейшем, техника производства и воспроизведения стереоскопических изображений продолжала совершенствоваться, достигнув пика популярности к началу ХХ века. Во многих домах считалось модным иметь стереоскоп для просмотра объемных стереоизображений. Компания Underwood&Underwood запатентовала конструкцию простого и элегантного стереоскопа, изобретенного Оливером Холмсом, а также основала одноименное издательство, специализировавшееся на производстве стереооткрыток. Печаталось более 10 миллионов стереокарточек в год. Часто сюжетами для стереофотографии становились виды далеких стран и городов, реальная поездка в которые, обывателю конца ХIХ — начала ХХ века, представлялась нереальной. Стереофотография стала массовым домашним развлечением. Ироничные юмористические стерео-сценки оказались альтернативой сухому «кабинетному» портрету.
Интерес к стереофотографии угасает после первой мировой войны. Разруха и революции в Европе камня на камне не оставили от былого размеренного уклада жизни. Стереофотография становится ностальгическим артефактом. На первый план выходят новые медиа. Несмотря на то, что техника производства и просмотра постоянно совершенствовалась, стереофотография так и осталась уделом узкого круга энтузиастов.
О технологии
Стереофотография отличается от обычной тем, что создает иллюзию объемности и глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека. Стереоэффект достигается путем разделения картинок для левого и правого глаза. Говоря проще, необходимо снять две фотографии (называется стереопара) и продемонстрировать их независимо каждому глазу. А уж мозг, проанализировав сигналы, всё остальное сделает за нас.
Как снять
Если фотография — это один снимок, то стереофотография всегда два. Это, пожалуй, главное отличие. Технически есть несколько основных способов изготовить стереопару для последующей демонстрации. Можно после первого кадра просто сдвинуть камеру на 7 сантиметров (примерно) и сделать второй. Можно зафиксировать две камеры параллельно и сделать два снимка одновременно. Можно использовать специальную двухобъективную стереофотокамеру. Можно, в конце концов, присоединить к объективу камеры специальную зеркальную стереонасадку и получить сразу два кадра в одном. Какой метод бы вы не избрали, основной принцип — необходимость двух кадров.
Как посмотреть
Тут также вот уже много десятилетий ничего нового. Основным инструментом для качественной демонстрации объемного изображения остается стереоскоп. За свою долгую жизнь он претерпел массу изменений и усовершенствований, однако принцип остался неизменным — левый глаз должен увидеть одну картинку, а правый — другую. Стереоскопы бывают линзовыми и зеркальными. Конечно, нужно сказать и о стереоочках, которые используются в 3D-кинематографе. Но и тут принцип всё тот же. Методом поляризации каждому вашему глазу демонстрируют индивидуальную картинку. Кто-то из вас может быть вспомнит о забавных «сине-красных» картонных очках. Да, это анаглифный метод просмотра, как и все остальные, разделяет картинку на две, но с жуткой потерей качества.